ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСА ЗДАНИЙ  БЕЛОРУССКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ.

КАКОЙ МОГЛА БЫ БЫТЬ НАША АКАДЕМИЯ.

ВЗГДЯД В ПРОШЛОЕ.

 

В 1986г. в проектный институт «БЕЛГОСПРОЕКТ» поступил заказ на проектирование учебного корпуса театрально-художественного института.

Тогда театрально-художественный институт имел рейтинг элитного вуза. Учиться в его стенах считалось огромной удачей, счастьем и почетом. Те, кто смог поступить, очень этим гордились.

Разработку проекта поручили возглавляемой Костичем Б.С. архитектурной мастерской. В задании на проектирование указывалось, что требуется запроектировать  учебный корпус для факультета  ДПИ. Этот корпус должен был быть связан со вторым корпусом института. Проектирование началось.   В то время заведующим кафедрой интерьера и оборудования факультета ДПИ, был, известный архитектор Сергей Борисович  Ботковский.  Он всячески помогал, проектировщикам, вникнуть в требования и особенности учебного процесса, даже пытался внедрить в жизнь наивные студенческие « прожекты».

Авторским коллективом было предложено несколько вариантов. В каждом из них учитывались специфические требования и обеспечивались необходимые условия для осуществления деятельности учебных специализаций, размещаемых в проектируемом здании. В выбранном архитектурно-планировочном решении все было предусмотрено и  согласовано с академией и комитетом архитектуры. Это не только — освещение естественное и искусственное, ориентация помещений по сторонам света, обеспечение  мастерских  водой,  ямами  для глины и т.д. но и все виды необходимого инженерного обеспечения.

Возможно, все и получилось бы тогда, и корпус был бы построен…

 

Вариант 1

Вариант 2

 

Однако у руководства вуза возникла идея, создания комплекса зданий Белорусской академии искусств.  Ректором театрально- художественного института, в то время, был Василий Петрович Шарангович . Можно с уверенностью сказать,  что идея строительства нового комплекса зданий Белорусской академии  искусств — его инициатива, а начало ее  реализации  осуществилось благодаря его весьма весомому авторитету, связям и незаурядными организаторскими возможностям. Весьма значительное участие и незаменимое содействие в этом проекте принял, на то время проректор, Леонид Евсеевич Дягилев.

Был выделен всхолмлённый участок площадью 36 гектаров в районе заказника Лебяжий по проспекту, тогда –пр. Машерова, теперь — пр. Победителей.

Из той команды, курирующей этот грандиозный и весьма амбиционный проект, в академии   на сегодняшний день трудится только Крупинич Галина Александровна.

На право проектирования комплекса академии был проведен конкурс. Участвовали три коллектива. Обсуждение представленных работ проходило на расширенном городском градостроительном совете.

Победил коллектив, которому была поручена разработка проектного решения в составе — Костич Б.С. (руководитель),  Казак М.Г.  Ананич Ю. С., Иванова Л.А.  .

Согласно заданию на проектирование, академический городок должен был состоять из комплексов зданий художественной академии на 1400 учащихся, архитектурного института на 1470 учащихся, художественной школы-интерната на 440 учащихся, общежитий квартирноготипа для студентов, гостиницы, спортивного комплекса, столовой, парка для проведения выставок и пленэров, гаражей.

Началась напряженная работа по выполнению детального макета комплекса. Было выполнено огромное количество вариантов и эскизов.

 

Макет застройки территории.

Учитывая масштаб застройки, предполагалось разбить строительство на три пусковых комплекса. Вместе с тем каждый из них мог функционировать в полной мере и иметь относительно законченный вид.

Наиболее детально был разработан проект академии искусств. В состав функциональных групп академии входили — высотный главный корпус, библиотека,   актовый зал,   выставочно-музейный центр, учебные аудитории, классы и мастерские факультетов станкового искусства, ДПИ, дизайна, архитектурной реставрации, производственные и творческие мастерские.

Ядром комплекса была площадь с часовой башней в центре.

От нее лучами расходились группы зданий различного функционального назначения. Под центральной площадью, вокруг которой развивался весь комплекс, предусматривался паркинг для легкового транспорта сотрудников, студентов и посетителей, а также для загрузки материалов и оборудования.  Различные группы зданий связывались между собой крытыми переходами, обеспечивающими возможность перемещения внутри  стен  академии.  Для перемещения  крупногабаритных  объектов,  как в  одной плоскости,  так  и между этажами,   были предусмотрены прямые и  спиральные пандусы, а также парк электрокаров. Все  здания предполагалось оборудовать необходимыми  видами  инженерного обеспечения,  включая пассажирские и грузовые лифты.  В отделке предполагалось использовались современные высококачественные и долговечные материалы, фасадные декоративные элементы.

Предлагалось строительство начать с центра, постепенно развиваясь к периферии.

Был продуман ландшафтный дизайн.  На прилегающей территории должны были разместиться —  входная площадь, декоративный водоем с фонтаном, благоустроенные проходы и зоны отдыха, плоскостные спортивные сооружения, автостоянки. Вся территория была озеленена с использованием приемов ландшафтного дизайна и оборудована малыми архитектурными формами.

Фото макета центра академического городка.

Готовый архитектурный проект  был, рассмотрен во всех инстанциях  и согласован как заказчиком,  так и городскими властями. Открылось финансирование и началась разработка строительной проектной документации для реального осуществления задуманного.     Были разработаны рабочие чертежи главного корпуса. Можно было строить.  Но началось время перестройки. Стране стало не до искусства. Финансирование прекратилось. Замечательная идея, к глубокому сожалению, не реализовалась.

Все оказалось неосуществленной прекрасной мечтой.  Нет даже нового корпуса,  пристроенного к существующему, корпусу № 2.   .

Однако, существует некоторая надежда, что в ближайшем будущем произойдут  долгожданные, может и не такие масштабные,  но положительные перемены,  хотя бы капитальный ремонт с реконструкцией,  давно этого требующего,  второго корпуса академии.